Защита товарного знака

Защита товарного знака

Товарный знак относится к объектам интеллектуальной собственности. В предпринимательской деятельности это нематериальный актив, нарушение прав на который наносит серьезный ущерб репутации компании или ИП, приводит к упущенной выгоде, а нередко и материальному ущербу. Вот почему защита товарного знака должна быть обеспечена как можно раньше, а любое нарушение – своевременно пресекаться, в том числе с привлечением административных ресурсов и путём обращения в суд.

Способы защиты товарного знака

Правовая защита товарного знака, согласно российским законам, подразумевает защиту исключительных прав на такой объект охраны. Правообладателем может быть только юридическое лицо или предприниматель.

Под товарным знаком понимаются различные словесные, объемные, изобразительные и прочие обозначения средств индивидуализации юрлица или ИП, а также их продукции, товаров и услуг. Место их размещения значения не имеет. Это может быть и сеть Интернет.

Способы защиты товарного знака включают:

  1. Государственную регистрацию конкретного обозначения в качестве торговой марки, знака обслуживания или коллективного знака – в зависимости от объекта охраны.
  2. Обращение (претензия) к нарушителю прав в целях прекращения незаконного использования торгового знака и, если нужно, выплаты компенсации за нарушение прав.
  3. Использование административных процедур, например, направление жалобы в антимонопольный орган (ФАС).
  4. Защита исключительного права на товарный знак в судебном порядке, которая также может сопровождаться иском о взыскании причиненного ущерба и компенсации вреда деловой репутации.

Первичная задача – защита прав на товарный знак путём регистрации соответствующего обозначения в Роспатенте. Это обязательное условие для получения исключительных прав. При необходимости защиту можно получить и на международном уровне – это актуально для российских компаний, импортирующих продукцию (товары) за рубеж. После регистрации выдаётся соответствующее свидетельство.

Регистрация – это не просто фиксация обозначения какого-либо бренда или его отдельных элементов и получение правовой охраны. При посягательствах или оспаривании прав регистрация – сильный аргумент для защиты торгового знака (марки) в государственных органах или в судебном порядке.

Кроме того, регистрация даёт исключительные права на использование товарного знака, позволяет предупредить подделки (контрафакт), а если избежать этого не удалось – принять более серьезные меры:

  • потребовать изъятия из оборота и уничтожения контрафактной продукции за счёт нарушителя;
  • потребовать возмещения убытков (в фактическом их размере) или выплаты компенсации, которая может составлять до 5 млн рублей или 2-кратный размер стоимости товаров, на которых нарушителем неправомерно был размещён товарный знак;
  • привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности – в зависимости от характера нарушения, причиненного ущерба или размера правонарушения.

Юридические услуги по защите товарного знака в Москве

Защита товарного знака требует комплексного подхода. Регистрация – обязательное условие получения исключительных прав. Наряду с этим, административные и судебные способы защиты невозможны без юридической поддержки. Решить все эти вопросы быстро и положительно помогают услуги юриста, который работает в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Юридическая помощь включает:

  1. Консультации юриста (адвоката) по товарным знакам. Жители других регионов (не Москва) могут получить консультацию в режиме онлайн или по телефону.
  2. Составление заявления и подготовку других документов для госрегистрации исключительных прав на объект правовой охраны.
  3. Составление, проверка соглашений о передаче и (или) использовании товарного знака, в том числе если такое соглашение – часть другого договора, например, договора о рекламных, маркетинговых услугах, купле-продажи и т.д.
  4. Досудебное урегулирование спора: переговоры, переписка, подготовка претензий/ответов на претензии.
  5. Составление и направление жалоб в случае нарушения исключительных прав, в частности, в антимонопольный орган.
  6. Подготовка позиции по делу, если спор предстоит разрешать в судебном порядке.
  7. Составление процессуальных документов для судебного процесса, в том числе для принятия обеспечительных мер.
  8. Ведение дела в арбитражном суде, а при необходимости обжалование судебного решения.

Поводом для обращения к юристу, в том числе консультанту по товарным знакам, может стать не только нарушение исключительных прав, но и размещение обозначения средства идентификации в видоизменном виде. Такое часто случается на практике. Например, когда за основу собственного логотипа берут чужой, сохраняя идею, но изменяя некоторые элементы. Это может создать у клиентов ассоциацию одного бренда с другим, более известным и привести к убыткам в виде упущенной выгоды и репутационных потерь.

Поскольку ситуации различаются, перед тем, как будут приняты какие меры по защите торгового знака, проконсультируйтесь с юристом. Это поможет сформировать надежную защиту и понять, как разрешить вопрос или проблему в конкретном случае.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: