защита прав интернет-магазина

Незаконное использование товарного знака

Товарный знак (знак обслуживания) создаётся не просто так. По нему покупатели или заказчики будут ассоциировать ваш товар или услугу только с вашим бизнесом. Это способ выделить себя среди конкурентов и сделать узнаваемым среди потребителей. Но представьте, что на рынке появляется конкурент с точно таким же товарным знаком или очень похожим. Очевидно: вы потеряете часть клиентов, а значит, не получите и часть денег, которые могли бы получить. Но ущерб может быть куда бо́льшим. Например, если продукт конкурента будет плохим, а покупатель сочтёт, что это ваша продукция или услуга. Вот почему Ð½ÐµÐ·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ðµ использование товарного знака Ð½ÑƒÐ¶Ð½Ð¾ пресекать на корню и идти дальше – наказывать за причиненный вред. 

Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака

Закон защищает права владельца зарегистрированного товарного знака предельно широко. Товары, которые продаются под чужим товарным знаком, считаются контрафактными – они изымаются и подлежат уничтожению. Правообладатель может взыскать ущерб или потребовать ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÐ½ÑÐ°Ñ†Ð¸Ð¸ Ð·Ð° незаконное использование товарного знака. И все это дополняется возможной административной или уголовной ответственностью для нарушителя, которая, как минимум, повлечет серьезные штрафные санкции.   

Ð’ каких случаях использование чужого товарного знака – нарушение 

Не стоит недооценивать нарушителей. Полное копирование товарного знака сегодня встречается редко. Как правило, нарушитель старается добиться определенного сходства, но что-то меняет и (или) добавляет. Все для того, чтобы Ð½ÐµÐ·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ðµ использование чужого товарного знака Ð½Ðµ бросалось явно в глаза, и его было бы трудно доказать. 

Незаконное использование товарного знака

Вот несколько примеров изменений при буквенном обозначении товарного знака «Ромашка»: Romashka, Ромашка+, РОМашка, Ромашки, Ромашка-кафе. И такой перечень можно продолжать долго. Использование таких видоизменений – незаконно, как и точное копирование, потому что сходство до степени смешения – это тоже нарушение. 

Само по себе использование чужого товарного знака не всегда противоправно. Чтобы наступила Ð¾Ñ‚ветственность за незаконное использование товарного знака, нужны еще два обязательных условия:

  1. Однородный тип деятельности. Если у вас, скажем, интернет-магазин «Ромашка» и вы продаете цветы, а под таким же названием работает сервис, который, например, оказывает услуги по уборки помещений, то нарушения не будет. Ð—ащита прав интернет-магазина Ð² этом случае невозможна – у сервиса «Ромашка» все законно с использованием товарного знака.          
  2. Получение прибыли. ÐÐµÐ·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ðµ использование товарного знака КоАП и УК РФ, как и гражданское законодательство, считают таковым только, если нарушитель действует из корыстных интересов и, благодаря нарушению, получает доход.

Если есть все три обстоятельства, можно смело готовить Ð¿Ñ€ÐµÑ‚ензию за незаконное использование товарного знака. А если чего-то не хватает, то, увы, привлечь к ответственности не получится. 

Виды ответственности за незаконное использование товарного знака

Гражданская ответственность предусматривает:

  1. Изъятие и уничтожение контрафакта, этикеток, упаковок и всех других товарных принадлежностей, на которых незаконно размещен чужой товарный знак. Либо удаление чужого товарного знака со всех мест, где он размещен, – если товары необходимо ввести в оборот и уничтожать их нецелесообразно. Все действия нарушитель должен совершить за свой счет.  
  2. Возмещение убытков или выплату компенсации – на выбор правообладателя. Убытки правообладатель подсчитывает и доказывает сам, а вот размер компенсации определен законом:
  3. от 10 тыс. до 5 млн рублей – на усмотрение суда, учитывая характер нарушения;
  4. 2-кратный размер стоимости контрафактных товаров или стоимости прав на использование товарного знака.

Вопрос можно разрешить мирным путем: правообладатель направляет претензию с требованиями – нарушитель их выполняет. Если не удалось добиться желаемого – правообладатель подает в суд иск. 

Административная ответственность за Ð½ÐµÐ·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ðµ использование товарного знака  (14.10 КоАП РФ) Ð³Ñ€Ð¾Ð·Ð¸Ñ‚ изъятием контрафактной продукции и оборудования для ее производства, а также штрафом:

  • 5-10 тыс., 10-50 тыс. или 50-200 тыс. рублей – для физлиц, должностных лиц и организаций соответственно, которые Ð½ÐµÐ·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾ использовали чужой товарный знак;
  • 2-кратный размер стоимости товаров, но не менее 10 тыс. рублей, 3-кратный размер, но не менее 50 тыс. рублей или 5-кратный размер стоимости товаров, но не менее 100 тыс. рублей – для физлиц, должностных лиц и организаций соответственно, которые незаконно производили в целях сбыта или сбывали товары с чужим товарным знаком.

Уголовная ответственность наступает только, если нарушение совершено неоднократно или причинило правообладателю крупный ущерб (250 тыс. рублей.) За Ð½ÐµÐ·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ðµ использование товарного знака УК Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑƒÑÐ¼Ð°Ñ‚ривает наказание в виде штрафа, исправительных или принудительных работ. Но может быть и реальное лишение свободы на срок до 2-6 лет. Минимальный штраф – 100-300 тыс. рублей, максимальный – до 1 млн рублей. Виды и размеры наказания зависят от характера преступления – было ли оно совершено по сговору в группе или в организованной группе. 

Привлечение как к административной, так и уголовной ответственности не мешает подачи гражданского иска о взыскании ущерба или компенсации вреда. Поэтому по совокупности ответственность для нарушителя может быть достаточно серьезной, прежде всего, в финансовом плане. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: